Недавно открывал дебетовую карту в одном из далеко не самых маленьких банков. Название его не привожу, так как особых претензий к банку не имею, да и не думаю, что то, с чем я столкнулся, является таким уж уникальным явлением, не встречающимся в других банках.

Как и, полагаю, любому новому клиенту, мне предложили подписать разнообразные формы, заявления, согласия и проч. бумажные документы. Имея привычку прочитывать подписываемое хотя бы по диагонали, среди этого вороха бумаг встретил прелюбопытнейший абзац в Согласии на обработку персональных данных (ПДн):

Согласие при возврате просроченной задолженности

Приведу текст с фотографии (прошу прощения за качество снимка) полностью:

Также настоящим я выражаю свое согласие Банку, а также лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности:
- на взаимодействие с любыми третьими лицами, как то члены моей семьи, мои родственники, иные проживающие со мной лица, мои соседи и любые другие физические лица;
- на передачу (сообщение) третьим лицам (делать доступными для третьих лиц) моих Персональных данных, сведений обо мне, моей просроченной задолженности и ее взыскании.

Открываемая карта, напомню, была дебетовой, да ещё и без овердрафта. Уже только это вызвало у меня вопросы - о какой просроченной задолженности может идти речь? Ну, а уж конкретная суть предполагаемого моего согласия и вовсе рисовала в воображении жуткие картины (фото из Интернета):

Сотруднице Отделения банка я предложил исключить этот сомнительный абзац и приготовился (на выбор) к долгим консультациям с центральным офисом / отказу в выдаче мне карты.

Но всё оказалось гораздо проще - мне сообщили, что Согласие на обработку персональных данных вообще можно не подписывать.

Карту без проблем выдали, она успешно активировалась, онлайн-банк и мобильное приложение работают, никаких неудобств неподписание Согласия для меня как клиента банка за собой не повлекло.

HAPPY END


У опытных знатоков 152-ФЗ по поводу этой истории, вероятно, могут возникнуть как минимум два вопроса:

  1. На каком основании банк просит Согласие на передачу ПДн неопределённому кругу третьих лиц (фактически - на их распространение)?
  2. Как банку удаётся осуществлять свою деятельность в отношении клиента без наличия его Согласия на обработку ПДн?

Первый вопрос вынужден оставить на совести самого банка, но, повторюсь, особых претензий к банку не имею, так как мне, по сути, только предложили документ подписать, но никак не заставляли это делать.

А со вторым вопросом всё элементарно - Согласие на обработку ПДн я давал ещё при оформлении заявки на открытие карты на сайте банка. Только там не было таких перлов про родственников, соседей и других третьих лиц.

Отвечая же на вопрос в заголовке поста, могу сказать, что в адекватных банках можно (и нужно) предлагать свои варианты, а не просто подписывать все заготовки документов без изменений (от получения рекламных сообщений в другом подписываемом Согласии, например, я тоже отказался, просто вычеркнув неустраивающий меня шаблонный текст). Правда, в ещё более адекватных банках, пожалуй, сомнительные формулировки даже и предлагать подписывать не должны. Но это уже лирика.